Законодательное регулирование права собственности в США и Украине

1. Конституция США - самая «старая» из писаных конституций, действующих в настоящее время. Она была выработана конвентом, заседавшим при закрытых дверях в Филадельфии с 14 мая по 17 сентября 1787 г. 

Впервые конституция США была дополнена Биллем о правах (первые десять поправок), принятым в 1789 г. и ратифицированным требуемым числом штатов в 1791 г. 

Билль о правах закрепляет важнейшие политические и личные свободы.  Из области социально-экономических прав в нем говорится только о некоторых гарантиях частной собственности: никакая собственность не может отбираться для общего блага без справедливого возмещения. 

Поскольку в США сосуществует правовая система федерального уровня и 50 правовых систем штатов, то использование понятия «национальная правовая система» является не совсем точным. 

Понятие правовой системы США (американское право) отражало и отражает всю совокупность специфических черт вышеуказанных правовых систем, обладающих внутренним единством, обусловленным историческими факторами, что позволяет считать их единой правовой системой. 

Федеральная правовая система образовалась после принятия Конституции США. Что касается формирования правовых систем штатов, то они также были обусловлены провозглашением независимости США, их фундамент был заложен Первым и Вторым континентальными конгрессами. Этот процесс был ускорен принятием Конституции США. 

Как известно, в семье прецедентного права выделяется английская и американская ветви. При этом американское право базируется на английском общем праве. Несмотря на их генетическую связь и сходство, в процессе развития американское право обрело специфические черты, позволяющие отличить его от английского общего права. 

В настоящее время различие между английской и американской правовой системой определяется рядом факторов. Различия между ними коренятся и в образе жизни, и в системе управления, и в экономической структуре, и даже в методах использования одних и тех же правовых инструментов, каковыми являются судебные учреждения и источники права. 

Англия — страна традиций, с монархической формой правления парламентского типа, а США — президентская республика с достаточно сильным парламентом. Американское право не восприняло некоторые английские судебные решения, имевшие чисто средневековое происхождение, — в области земельной собственности, наследования и т.д. 

Кроме того, зародилось немало новых прецедентов, например, в праве корпораций, договорном праве, которые были ориентированы на саморегулирующуюся экономику. 

Общее право в США не выступает лишь как простая разновидность или копия общего права Англии, несмотря на то, что многие правовые институты являются производными от английских. 

Прецедентное право США отличает как историческая связь с английским правом, так и значительная самостоятельная роль в системе общего права . 

В США еще в колониальный период, т.е. значительно раньше, чем в Англии, произошло слияние общего права с правом справедливости. Последнее было поглощено в большинстве штатов и в правовой системе федерации судами общей юрисдикции. 

Для американского юриста, как и для английского, как отмечал Р. Давид, право — это, прежде всего, право судебной практики: нормы, выработанные законодательством, которые по-настоящему входят в американское право лишь после того, как будут неоднократно применены и истолкованы судами, когда можно будет ссылаться не на сами нормы, а на судебные решения, их применившие. 

Нормы общего права в его буквальном, чисто английском понимании, применяются американскими судами в последнее время в сравнительно ограниченных сферах, например, при рассмотрении обстоятельств причинения вреда и т.д. 

Но общее право, в широком смысле слова, как право, созданное судьями, сохраняет важное место в современной правовой системе США. Оно выступает не столько как совокупность прецедентов, сколько как своеобразный судейский метод регулирования общественных  отношений, как особый стиль юридического мышления, для которого присуща высокая степень правотворческой активности судов. 

В XIX—XX вв. на базе Конституции США сложился своеобразный правовой институт — судебный конституционный контроль. Результатом деятельности этого института было не только толкование конституционных положений Верховным судом США, но и признание большого числа законов штатов и Конгресса неконституционными, а поэтому недействительными, т.е. не имеющими юридической силы. 

В целом же в США сложилась дуалистическая система, состоящая из прецедентного права и взаимодействующего с ним законодательства. 

Большие возможности судебного воздействия на законодательство не отменяют того факта, что законодательство в правовой системе США имеет больший удельный вес и более значимо, чем статутное право в Англии. Это связано прежде всего с наличием конституции, а точнее — целой системы конституций: федеральной, существующей уже более двухсот лет и играющей значительную роль, и разных по возрасту конституций штатов. 

По Конституции США штатам предоставляется достаточно широкая законодательная компетенция. 

Существенной особенностью правовой системы США является связь с федеративной структурой государственного устройства. Входящие в состав США штаты наделены весьма широкой компетенцией, в пределах которой они создают свое законодательство и свою систему прецедентного права. Это означает, что в США существует 51 правовая система: одна федеральная и пятьдесят в штатах.

Важнейшая особенность американского права заключается в более свободном действии правила прецедента, проявляющееся в том, что Верховный суд США и верховные суды штатов никогда не были жестко связаны своими прецедентами. Отсюда их большая свобода и возможность маневрировать в процессе приспособления права к изменяющимся потребностям в развитии общества. 

Такое более свободное обращение с судебным прецедентом приобретает особое значение в свете правомочий американских судов осуществлять контроль за конституционностью закона. 

Таким образом, Верховный суд США и верховные суды штатов могут отказаться и от прецедента конституционного толкования. 

Необходимо отметить, что в США, как и в Англии, применение закона зависит от судебных прецедентов его толкования, и нет гарантий, что единообразные кодексы или законы будут повсеместно одинаково толковаться судебной практикой. 

Таким образом, американскому праву присущи все признаки, характеризующие семью общего права. При этом оно имеет специфику, проявляющуюся в его функционировании, что позволяет выделить американское право в особую ветвь в семье общего права. 

Как писал исследователь политики Деннис Койл ( 1993г.) , в крайне важной области конституционного права «Верховный суд США похоронил права собственности на конституционном кладбище». К середине 1930-х годов сочли, что экономические права больше не заслуживают конституционной защиты. С 1928 по 1974 год Верховный Суд ни разу не согласился рассмотреть дело о районировании (городской застройке).

Предложенная Американским институтом права (АИП) «Новая формулировка закона собственности» была честной попыткой пересмотреть понимание собственности. Данная попытка оказалась бесплодной ( 1959г.)

2. В Украине нормы института права собственности содержатся как в гражданском законодательстве, так и в других отраслях законодательства (конституционном, земельном, семейном и др.), что может дать повод считать институт права собственности комплексным (многоотраслевым) институтом права и законодательства.

Так, основными законодательными актами регулирующими право собственности являются Конституция Украины (ст.41), Гражданский кодекс Украины ( книга 3 «Право собственности и другие имущественные права», книга 4 «Право интеллектуальной собственности»).

В научной среде отдельные исследователи акцентируют внимание на ведущей роли норм конституционного права регулировать отношения собственности (Економіко-правові проблеми трансформації відносин власності в Україні.-К.,1997.- С.43), иные, не отрицая важности конституционного регулирования отношений собственности, считают что главное праворегулирующее значение в этой сфере отношений принадлежит нормам гражданского права, а иные нормы имеют вспомогательный характер (кроме конституционных норм) («Гражданское право Украины», 1999 г., с.301).

Конституция Украины имеет наивысшую юридическую силу. Законы и иные нормативно-правовые акты принимаются на основе Конституции и должны соответствовать ей. Нормы конституции являются нормами прямого действия ( ст.8 Конституции).       

В Конституции  праву собственности посвящены 2 статьи (13 и 41). Согласно данным статьям :

  • Земля, ее недра, атмосферный воздух, водные и иные природные ресурсы, находящиеся в пределах территории Украины, природные ресурсы ее континентального шельфа, исключительной (морской) экономической зоны являются объектами права собственности Украинского народа. От имени Украинского народа права собственника осуществляют органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах, определенных настоящей Конституцией. Каждый гражданин имеет право пользоваться природными объектами права собственности народа в соответствии с законом. Собственность обязывает. Собственность не должна использоваться во вред человеку и обществу. Государство обеспечивает защиту прав всех субъектов права собственности и хозяйствования, социальную направленность экономики. Все субъекты права собственности равны перед законом. (Статья 13 Конституции Украины).
  • Каждый имеет право владеть, пользоваться и распоряжаться своей собственностью, результатами своей интеллектуальной, творческой деятельности.  Право частной собственности приобретается в порядке, определенном законом. Граждане для удовлетворения своих потребностей могут пользоваться объектами права государственной и коммунальной собственности в соответствии с законом. Никто не может быть противоправно лишен права собственности. Право частной собственности нерушимо. Принудительное отчуждение объектов права частной собственности может быть применено только как исключение, по мотивам общественной необходимости, на основании и в порядке, установленных законом, и при условии предварительного и полного возмещения их стоимости. Принудительное отчуждение таких объектов с последующим полным возмещением их стоимости допускается только в условиях военного или чрезвычайного положения. Конфискация имущества может быть применена исключительно по решению суда в случаях, объеме и порядке, установленных законом. Использование собственности не может наносить вред правам, свободам и достоинству граждан, интересам общества, ухудшать экологическую ситуацию и природные качества земли. (Статья 41 Конституции Украины).
  • Конституционный Суд Украины— единственный орган конституционной юрисдикции в Украине, который  решает вопросы о соответствии законов и иных правовых актов Конституции Украины и дает официальное толкование Конституции Украины и законов Украины.

Согласно Гражданского кодекса Украины:

  • субъектами права собственности могут быть:  народ и иные участники гражданских отношения ,как-то, физические и юридические лица, государство , территориальные общины, иностранные государства, другие субъекты публичного права (ст.ст.2, 318);
  • субъектами права частной собственности являются физические и юридические лица ( ст.325 );
  • субъектами права государственной собственности являются органы государственной власти ( ст.326);
  • субъектами права коммунальной собственности являются территориальная община и созданные ею органы местного самоуправления ( ст.327)

В основу содержания права собственности положена «триада» ( ст.319 Гражданского кодекса Украины.

Отдельными главами 3-й книги Гражданского кодекса Украины регулируются: право совместной собственности ( глава 26 ), право собственности на землю ( глава 27 ), право собственности на жилье (глава 28), а праву интеллектуальной собственности посвящена книга 4.

Дата: 9 февраля 2015

Вернутся к списку статей